Общество так устроено, что, если взять любую сферу, то обязательно будут люди, которых интересует само явление. Чтобы не быть голословным, давайте возьмём музыку. Музыка – обширная сфера искусства. И есть люди, которые создают музыку, есть те, кто являются потребителями, есть критики, есть обслуживающий персонал концертов, есть изготовители музыкальных инструментов и много-много других, близких к ней, в той или иной мере, людей.
А есть ещё одна огромная масса людей. Они имеют к музыке весьма опосредованное отношение, но точно знают, сколько раз был женат Филипп Киркоров, какой ориентации был Чайковский, кому из журналистов дал в глаз Максим Галкин, и с какой целью вышла замуж Алла Пугачёва. А что? Тоже ведь – «музыка». И какого тиража достигают сегодня газетки, штампующие подробности из жизни знаменитостей, достигших успехов в жизни? А вот, например, газету «Культура» найти в Роспечати весьма трудно, спроса на такие издания почти нет. А всё почему? Правильно, потому что пока есть спрос, будет и предложение.
А, если взять сферу Церкви? Как ни прискорбно, расклад похожий. Конечно, и слава Богу, есть люди, которые участвуют в служениях, которые ассоциированы в жизнь Церкви, созидают. И, если даже есть и критики, то добрые, «от сердца», так сказать. Но иногда, всё равно, становится печально. Потому что невооружённым взглядом видно, сколько есть приближённых к Церкви людей, которых интересует только одно. Кто с кем что делал? Кто что не так сказал? И прочее «копание в грязном белье».
Можно проблему, конечно, замалчивать. Делать вид, что ничего не происходит. Но… Сколько же сплетен, слухов, зависти, голой критики наполняют сегодня Церкви. Откуда всё это? Да всё оттуда же, из необрезанного сердца. И, если подойти и попробовать обличить людей, участвующих в церковных сплетнях, то в ответ услышишь, что это и не сплетни вовсе, а «конструктивные разговоры с целью выявить причины церковных болезней и подсказать верное направление для развития общины».
Я сегодня хочу поговорить о таком явлении в Библии, как ПРОКАЗА. Судя по Библейским описаниям, эта болезнь либо уже в прошлом у человечества, либо просто перешла в духовную плоскость и продолжает поражать целые города (Церкви), но уже духовно.
В Библии мы видим несколько человек, которые были больны проказой. И только у двух из них названы причины этой болезни. Вопреки расхожему мнению, кстати, Иов не был прокажённым, и, хотя в русской Библии написано о «лютой проказе», в оригинале говорится просто о кожной болезни. Но мы не об Иове. Первый человек, который нас интересует – это Мариам. И говорится, что причиной проказы Мариами стала критика Моисея. Причём, сразу надо оговориться, что критика вроде бы и обоснованная.
Вот здесь стоит сделать небольшое отступление. Критика в Церкви НУЖНА. Даже больше скажу, она НЕОБХОДИМА. Но здоровая критика имеет свои особенности. Она конструктивна, она «от доброго сердца», она «в глаза». Деструктивная критика, которая очень часто приводит к духовной проказе – это критика, основанная на обиде, недовольстве, своеволии. Она редко в глаза, но чаще за спиной. И она, даже если и конструктивна, то весьма заразна и несёт в себе смерть и разрушение. Это ПРОКАЗА.
Вторым человеком, у которого прослеживается причина проказы, это Царь Озия. Его проблема была похожей. Написано, что он возгордился и решил пойти в храм, чтобы показать священникам, как надо правильно кадить. И когда священники воспрепятствовали самоуправству, Озия рассердился на священников, и явилась ПРОКАЗА, от которой он так и не смог избавиться. Иногда так бывает и в Церквях. Когда человек, полный гордости, лезет показывать как нужно служить Господу, не будучи призванный к такому «показательному выступлению», а лишь желающий доказать самому себе собственную значимость и уникальность. И когда священники препятствуют, он сердится. А потом заражает ближних, что священники «негодные», а его талант каждения отвергнут.
В Библии написано, что ПРОКАЗА имеет одно свойство – ОНА РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ. И правда, здоровая критика не распространяется. Журнал, где печатаются музыкальные критики, не имеет спроса, как жёлтая газета сплетен. А ещё, проказа распространяется через одежду и даже через дома. А ещё можно увидеть, что к проказе предрасположены НЕБЛАГОДАРНЫЕ ЛЮДИ. Из десяти прокажённых, которых исцелил Иисус, только один был по своей натуре благодарным и пришёл поблагодарить Господа. В Церкви также к сплетням и осуждениям предрасположены люди, которые слишком быстро забывают то добро, что им сделали люди, врагами которых они сегодня стали.
И тут встаёт закономерный вопрос. Если ПРОКАЗА пришла в Церковь, что делать?
Я верю, что Церковь – это духовное учреждение. И Глава Церкви — Христос. Так что самый лучший выход – доверить проблему ПРОКАЗЫ Ему. В книге Левит сказано, что, если священник признает проказу, то больного надо вывести за стан, чтобы он разодрал свою одежду и, при приближении здорового человека кричал: «Нечист!» Я верю, что когда мы признаём власть Господа над нашей общиной, то Сам Господь как Первосвященник наводит порядок. Как? По образу книги Левит. Он «выводит» прокажённых за стан, вынуждает их самим раздирать свою одежду и предупреждает здоровых о нечистоте. Как это выглядит на практике? Очень просто. Сплетники оказываются ЗА границей здорового общения, образуется так называемая «каста неприкасаемых». Они варятся самостоятельно в своей ПРОКАЗЕ, а здоровые люди общины наблюдают за их прокажённой компанией с болью и состраданием. Ну вот как обычно относятся здоровые люди к больным. Люди этой «касты» САМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗДИРАЮТ ОДЕЖДЫ СОБСТВЕННОГО АВТОРИТЕТА, и от них слышно за версту: «Нечист!».
Итак, картина, что Бог наводит порядок, когда эпидемия проказы ЛОКАЛИЗОВАНА, а больные помещены в карантин «за станом». Теперь остаётся молиться, чтобы Господь смилостивился над этими несчастными людьми. И в случае с Мариамью, а также Нееманом, и, конечно, эпизод с Иисусом и 10 прокажёнными, оставляют нам право на надежду. Что всё закончится хорошо и «каста неприкасаемых» завершит свою историю, и исцелённые люди вернутся в стан.
По крайней мере, я знаю точно, что проблема ПРОКАЗЫ в руках Господа. А наша ответственность больше уделять внимание культуре, проповедовать о нормах жизни христианской общины, чтобы, так сказать, профилактические меры со своей стороны, предпринять.
Благословит Вас Господь!
5 Responses to «Каста неприкасаемых» или ПРОКАЗА в Церкви. (духовная статья)