Просмотрели: 3 347 раз(а)

«По грибы» (часть 1)

Корзинки с грибами

Предлагаю Вашему вниманию небольшой рассказ-воспоминание о том золотом времени, когда я, будучи маленьким ребёнком, приучался к природе, лесу, любви к своей малой Родине. Рассказ будет состоять из трёх частей. Сегодня предлагаю ознакомиться с частью первой. Буду рад отзывам. 

«По грибы»

Часть 1.    Дорога в лес.

Было это очень-очень давно.

Когда именно, уже не скажу. Но «подсадил» нас на это дело Крючок, или «в миру» – Крючков Толик, папин большой друг, который жил в соседнем с нами доме. «Это дело» — ни что иное, как сбор грибов в позднелетнее или осеннее время. Сам сбор грибов для меня сразу превратился в нечто сакральное. В этой процедуре были свои тонкости, — например, грибы ценятся по-разному. Там, где начинали собирать грибы мы, на первом месте по ценности стояли белые грибы, за ними шли подосиновики, подберёзовики, глухие. Лисички, свинухи, маслята – это уже грибной «средний» класс. Сыроежки – это вообще как сорняк. Ну а на «безрыбье» вполне годились разные чернушки, валуи и прочие волнушки.

Я также чётко уловил, что в сборе грибов важна такая штука как интуиция. Мало иметь хорошее зрение и познания о том, в каких лесах какой вид грибов растёт, — крайне необходима природная интуиция, без неё грибов много не собрать. У меня, видимо, таковая имелась, так как удавалось найти грибы даже там, где их не видел никто, даже прожжённые грибные «доки».

Но, что меня ещё привлекло с самого первого раза – это процедура самой поездки. Спать нужно было ложиться пораньше, потому что «утром вставать чуть свет». «Чуть свет» нисколько не преувеличение. Будильник обычно заводили на три часа ночи. Вставать было очень и очень тяжело. Глаза, бывало, слипаются, тело протестует против такого раннего вмешательства в таинство сна, и только какая-то внутренняя душевная мотивация и предвкушение встречи с природой запускали механизм моего просыпания. Потом ранний утренний завтрак, сборы и вот мы с корзинками и с рюкзаками идём тёмным двором к подъезду Крючка, где у нас обычно и была встреча.

Далее мы отправлялись пешком через весь город. Путь наш лежал к небольшой железнодорожной станции «Лихвинская», что в одноимённой деревне на окраине Тулы. Проходя от начала до конца улицу Мира, я отчётливо помню, что больше всего мне нравилось наблюдать ёжиков, которые время от времени перебегали дорогу в свете ночной Луны. Потом мы сворачивали на улицу Болдина, и здесь я был просто потрясён тем, что всегда оживлённая улица может быть такой пустынной и таинственной. Далее в районе Короленко мы попадали на окраину города, спускались по очень крутой тропинке к железнодорожным путям. Помойка там была ещё та, но у меня там был свой «знакомый» — зелёно-голубой ржавый кузов от горбатого «Запорожца». Валялся и гнил там он довольно долго. Потом мы переходили через железнодорожные пути. Иногда у нас на пути стоял товарный железнодорожный состав. Для экономии времени мы пролезали под вагонами, что мне всегда казалось доблестным подвигом, потому что никто не знал, когда этот состав может тронуться. Но вот уже и деревня, мостик через речку, и мы у цели.

Маленькая платформочка и здание станции, где мы покупали билет на знаменитую «Кукушку». «Кукушка» — это маленький железнодорожный состав, который ходил по узкоколейке, соединяя Тулу со станцией Труфаново, которая располагалась примерно в 25 км. Этот участок в конце семидесятых годов оставался последним некогда оживлённой железной дороги Тула – Лихвин, которая была построена ещё в 19 веке. Составчик состоял из тепловозика и четырёх вагончиков. Мы смотрели на часы, поезд должен был отправляться в 4.30. Здесь же у вокзальчика часто встречали рассвет. Мне нравилось наблюдать, как на платформе как будто из ниоткуда появляются всё больше, и больше людей с корзинками. Я очень гордился, что детей почти не было. Я был в глазах всем «героем», который «так рано встал».

Ровно в 4.30 из ворот депо выезжал поезд, и мы занимали место в крошечном вагончике. Кондукторша бралась за дело и очень быстро обилечивала пассажиров. Потом гудок, и наш поезд поехал к цели по старинной дороге, как бы «переминаясь с ноги на ногу». Рельсы старые, скорость маленькая, 25 километров проезжали часа за полтора. Я любил сидеть с папой в тамбуре на порожках. Мы открывали дверь, садились и ехали, срывая на ходу цветы и траву. Я пытался высунуться, чтобы подставить под утренний свежий воздух свои слипающиеся глаза, но папа сильно сердился, хотя я никак не понимал причину, потому что, на мой взгляд, скорость была маленькая, а потому мои действия безопасными.

А ещё я любил слушать разговоры. Естественно, все они были про грибы. Каждый имел «в кармане» припасённый случай грибного героизма. Победителей в споре не было, да и не спор это вовсе был, а демонстрация достижений, где случай каждого был уникален, и каждый считал, что уж как ему когда-то где-то повезло с грибами, не везло никому. Наш Крючок тоже участвовал в вагонном общении, и каждый раз у него история отличалась. То ли опыт богатый, то ли фантазия.

Продолжение следует….  (Его можно прочитать здесь)

Фотографии взяты с ресурса — http://tula-lihvin.narod.ru



No votes yet.
Please wait...
Запись опубликована в рубрике Воспоминания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: «По грибы» (часть 1)

  1. Уведомление: «Про грибы» (часть 2) | Блог Сергея Мельникова

  2. Уведомление: «По грибы» (часть 3) | Блог Сергея Мельникова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *